г. Казань
ул. Проспект Победы 114

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ МИКРОРАЙОНА АЗИНО_2

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ МИКРОРАЙОНА АЗИНО_2

Проект планировки Азино разработал отдел генеральных планов института «Татгражданпроект» в первой половине 1980-х. Проект планировки — это общая схема района: на ней видно, где пройдут улицы, как будет организовано дорожное движение, где заложат инженерные коммуникации, сколько будет микрорайонов внутри района и сколько примерно в них поселится людей. Район проектировался в соответствии с генеральным планом Казани, утвержденным в 1968 году. Уже тогда было известно, что Азино застроят жилыми домами до границы города, которая проходит по реке Ноксе. 

Правда  не могли предвидеть, что там будет такой бум высотного коммерческого строительства. По предварительным чертежам, вдоль Ноксинского спуска должны были жить три тысячи человек, а сейчас живут все шесть. С самого начала Азино делилось на две части: Азино-1 и Азино-2. Границы Азино-1 — Мамадышский и Вознесенский тракты, от Азино-2 его отделяет овраг между Минской и Закиева.

Сначала строилось Азино-2, потому что район примыкал к более старому — Вторым Горкам. Первые дома Азино-2 появляются во второй половине 1980-х. Проектировщики Азино-2 в первую очередь наметили районную магистраль — улицу Фучика, дублер общегородской магистрали — проспекта Победы. В то же время, что и Фучика, начали строить радиальные дороги: Ломжинскую, Минскую, Ноксинский спуск. При проектировании Азино-1 районную магистраль продолжила улица Сахарова, появились улицы Академика Глушко, Вагапова, Закиева, Бигичева. Предполагалось, что вдоль Южной трассы сосредоточатся объекты общегородского значения: торговля, культура, развлечения, так что появление «Мегастроя», «Меги» и «Южного» можно считать закономерным.

По плану Фучика должна была стать первой улицей Казани, вдоль которой прошли бы велодорожки. Институт придумал это еще в начале 1980-х и очень гордился решением. Велодорожки должны были связывать весь район — планировалось, что они захватят и нынешнюю Сахарова, и часть Горок. Но, к сожалению, на этапе реализации от них отказались.

В 1980-х в городе работали целых три домостроительных комбината, выпускавшие бетонные панели, поэтому район предсказуемо заполнили типовые девятиэтажки. В процессе проектирования в Институте всегда делали макеты домов — архитекторы смотрели, как будет выглядеть район, определяли оптимальную плотность застройки, выбирали места для архитектурных доминант. В Азино это кирпичные высотки, которые задуманы для того, чтобы жители могли ориентироваться в монотонных серых кварталах. Девятиэтажки в Азино горожане часто называют ленинградками, но на деле это в основном 121-я и 90-я серии, разработанные московским институтом ЦНИИЭП жилища.  Еще разнообразие в серость Азино вносят «турецкие» дома вдоль проспекта Победы. Такое название они получили потому, что в их строительстве участвовали турецкие фирмы, что для СССР было нетипично.

Самой первой «коробкой»  была построена на улице Минской. Рядом  был заложен квадрат, где сейчас 125-я гимназия, но улицы Ломжинской еще не было — шла стройка. Работал детский сад, очень быстро построили второй. Поликлиника была на первом этаже Минской, 20, «скорая»  приезжала без проблем. На углу напротив «Южного» до сих пор стоит здание, на котором написано «Азино 2», — это универсам, который работал со времен первых переселенцев. Еще на Минской,  был вагончик с продуктами первой необходимости. Правда, аптека работала только в Десятке, но это все равно пешая доступность. Пока домашних телефонов не было, во дворах стояли будки — по одной на дом. Телефонизация шла  со стороны Фучика, и году в 1993-м  провели линию.   Затем на Чишмяле появился первый «Эдельвейс», следом начал развиваться базарчик (азинцы его так до сих пор и называют) на Ломжинской. Ближе к 2000-м открылся «Эдельвейс» на Ломжинской, и это был праздник! Все очень радовались, что появился такой магазин. Еще сильнее  радовались, когда построили «Мегу». Во-первых, рядом  появился магазин, в котором можно купить одежду и мебель, и необходимость ездить на рынок или в ЦУМ отпала. Во-вторых, появился своего рода досуг: первое время после открытия «Икеи» все ходили туда как в музей, а  дети, бегали туда пить безлимитную газировку, есть хот-доги и мороженое. Кстати, первые в Азино банкоматы появились тоже в «Меге». В конце 1980-х  Азино  было чистое поле с парой кустов, а сейчас это чуть ли не самое зеленое место города. Там, где сейчас стоит «Мега», было кладбище самолетов, оно охранялось, и попасть туда было настоящей супер операцией для детей.

Воспоминания многих жителей остались, что вокруг домов были поля и леса. Свежий воздух, пели птицы, мало людей. Как вертолетами строилась татинкомовская вышка. Ничего развлекательного не было, кроме детских площадок с лазилками и качелями, и независимо от времени года, как семьями выходили гулять в лес — тот, что начинался у Ноксинского спуска и примыкал к поселку Вознесенье. А летом многие отправлялись купаться на Ноксу.  Дети во времена застройки Азино играли на сваях, а во дворах в бочках рабочие варили гудрон. Постепенно  район обустраивался,  домов становилось больше, застраивалось пространство рядом с нынешнем ТЦ «Франт». Там, где сейчас отделение полиции, было маленькое озеро: его засыпали и поставили дом. На месте Салмачей и Вознесенья были колхозы — оттуда к нам приходили коровы.

 

Конечно, когда в 2000-х стали застраивать зеленые зоны, было жалко. Появление «Франта» уже казалось ожидаемым. Напротив торгового центра  облагородили пруд и сделали садик, удалось восстановить и Горкинско-Ометьевский лес.

Ноксинский лес — еще одна достопримечательность  расположенный  в микрорайоне Азино-2 между улицами Фучика и Ноксинский спукс, занимающий площадь 15,6 га. Причем это именно лесной массив, не имеющий парковой зоны. Перспектива благоустройства всей его территории находится пока на уровне обсуждений.

 

С инфраструктурой и транспортом в Азино в начале 1990-х были проблемы. Троллейбус ходил только до 10-го микрорайона, а автобусы постоянно проезжали мимо Чишмяле,  не останавливаясь. Выручал кольцевой трамвай № 20. 71-й — единственный маршрут автобуса, который ходил от Минской до площади Тукая. Он был всегда битком и ждать его приходилось минимум по полчаса. Или шли пешком до 10-го микрорайона, откуда в центр ходил троллейбус. Ситуация с транспортом улучшилась, когда появились маршрутки. Сейчас же  поездки до Азино и из Азино  еще никогда не были такими простыми и комфортными.

Многие семьи любили и любят этот район.  Раньше — за близость природы, небольшое количество машин, тишину и спокойствие. Сейчас — за то, что здесь есть практически все: магазины, школы, новые больницы, парк , спортивные площадки. Но в целом это благополучный жилой массив.  Азино:  стало зеленым, благоустроенным, удобным микрорайоном для проживания.

Но понять  может только тот, кто здесь живет!